Hа свете каждый путь открыт,
Hо нужно выбирать.
Тому, кто хочет долго жить,
Hе стоит воевать.
Пусть тот, кто любит звон монет,
Становится купцом,
А кто умрет во цвете лет,
Подружится с мечом.
Чей лучше меч, чей крепче щит,
Удар точнее чей,
Один на свете суд решит —
Веселый пир мечей.
Когда качнет земную твердь
Сраженья торжество,
То каждый сможет выбрать смерть,
Достойную его.
В. Карасев, «Кельтская воинственная песня»
Мечи.
Итак, давайте поговорим о наиболее распространенном виде оружия в фэнтези, то бишь о мечах. Я постараюсь внести в статью оружие из нашей истории и придумать область его применения в Онтарии, хотя и не обещаю последнего. Так же постараюсь выложить рисунки и фотографии различных клинков.
Собственно конструкцию меча можно разделить на несколько деталей. Собственно их четыре: клинок, гарда рукоять и навершие. Гарда, рукоять и навершие составляют эфес.
Гарда – деталь меча, служащая непосредственно для защиты руки бойца. Собственно в большинстве клинков встречаются гарды в виде перекрестия. Чашеобразная гарда имеет место присутствовать на рапирах и шпагах, а так же палашах и абордажных саблях. Витая (называется еще сетевидной) гарда имеет место быть на шпагах французского образца. К примеру, у римского гладия имеет место быть колодкообразная гарда, она скорее служит для удобного захвата эфеса, нежели чем для защиты руки.
Навершие – служит для отбалансировки клинка. Наиболее часто навершие делают в виде яблока, так как такой вид навершия наиболее удобно корректировать для балансировки.
Ну, собственно сами клинки отличаются друг от друга в основном своей формой, длинной и способом заточки. К примеру, в средневековье большинство европейских клинков были обоюдоостры и отточены с конца. Впрочем, в виду тяжести клинков заточке отводилось очень малое внимание и известная в фэнтези бритвенная заточка фактически не имела места быть в средние века. Боковая режущая кромка клинка называется лезвием, а колющий конец острием.
Начну, пожалуй, описание клинкового оружия с древних времен. В виду того, что для данного вида оружия обязательно требуется, метал, то и первое клинковое оружие появилось в Египте и быть может на Ближнем Востоке.
Хопеш.
http://www.lki.ru/Around/0705/Weapons/Small/khopesh.jpg
Впервые данный вид оружия появился в Египте и его прародителем явно являлся серп. От своего так сказать отца он получил одностороннюю заточку. В длину он достигал шестидесяти сантиметров. Бронза довольно тяжелый метал и большая длинна клинка скорее бы мешала бойцу. Метал в то время был довольно дорогим и вооружали подобными клинками только лучших бойцов. Позже у хопеша появилась обоюдная заточка.
В фэнтези подобной формы клинки можно увидеть в играх серии TES (The Elder Scrool).
Копис.
http://foto.mail.ru/mail/asguard-p/2/i-44.jpg
В Греции клинки были гораздо более распространенны. Данный клинок является наиболее близким родичем Хопеша. Клинок более всего напоминает мясницкий секач и его изгиб гораздо более легкий и плавный, нежели у Хопеша и затачивался он только с внешней стороны. В длину данный клинок достигал 70 см, но греки редко пользовались им и чаще выпускали на продажу. Есть мнение, что именно Хопеш и Махайра (будет упомянута чуть позже) послужили прародителям таким клинкам как ятаганы и кукри.
В фэнтези аналогов подобного оружия замечено мной не было.
Ксифос
http://foto.mail.ru/mail/asguard-p/2/i-42.jpg
Был очень сильно распространен в Греции. Ксифос имел листовидную форму клинка и достигал в длину 60 см. Им было удобно как рубить, так и колоть и он предоставлял в то время громадную возможность для различного рода маневров. Например, македонцы прятали клинок за щитом, и удар шел более чем неожиданно. Надо так же заметить, что Ксифос является первым в истории клинком с выраженной крестовидной гардой.
В фэнтези данный клинок наиболее выделяется в фильме Властелин Колец. Знаменитое «Жало» Бильбо перешедшее Фродо по наследству внешне выглядит именно как Коплис.
Махайра
http://www.lki.ru/Around/0705/Weapons/S … khaira.jpg
Еще один греческий клинок, на сей раз используемый конницей. Достигал в длину 60 см и имел ярко выраженный изгиб, похожий на изгиб кукри, только более плавный. Затачивался только с внешней стороны. На мой взгляд подобные клинки были довольно удобны в дуэлях или при использование парного боя, вот только не распространены эти понятия в Греции.
В фэнтези аналогов не имеет, хотя его и можно считать далеким предком кукри.
Акинак
http://www.lki.ru/Around/0705/Weapons/S … inaces.jpg
Ну наиболее излюбленный клинок персов. Длинной он скорее напоминал длинный кинжал нежели меч. Имеет одностороннюю заточку.
Наиболее любимое различными авторами фэнтези оружие. Вспомнить например изображения сабель Дриззта на обложках книг, благо хоть со временем авторы одумались придав его клинкам форму настоящих сабель.
Гладий, он же Гладиус.
http://www.salveblues.ru/mech/weapon/swords/gladius.jpg
Как нестранно изначально подобный вид оружия появился в Испании и был взят римлянами на вооружение именно от туда. Испанские клинки достигали в длину чуть меньше метра и затачивался далеко не полностью. Играл такой клинок роль чисто колющего оружия. Римляне же значительно укоротили клинок, теперь он достигал в длину не более полуметра. Затачивался римский гладий во всю длину, но опять же использовался чисто так колющее оружие. Этому было несколько причин: во-первых колющий удар гораздо меньше открывает воина во время удара, во-вторых у него гораздо более дальний радиус действия.
В фэнтези оружие нашло свое место в громадном количестве различных произведений и книг. Даже не берусь все это перечислять.
Спата
http://www.lki.ru/Around/0705/Weapons/Main/Spatha.jpg
Прямая противоположностьгладиусу использовалась врагами римлян галлами. Длинна спаты достигала 90 см. Спата затачивалась по всей длине, но при этом не имела ярко выраженного острия. Это было в ходу в виду того, что галлы в отличие от римлян ориентировались на нанесение рубяших ударов. Изначально гарда у спаты была колодкообразная, но затем ее место заняло стандартное перекрестие. Конструкцию спаты в средневековье позаимствовали фактически все народы пользующиес прямыми клинками.
В фэнтези спата имеет довольно распространенное значение, дабя является тем самым обозваны авторами «длинным мечем». На самом деле длинный меч скорее относится к полуторным клинкам.
Собственно как можно заметить клинки древних времен не отличались особой длинной, за исключением спаты. Этому на мой взгляд было несколько причин. Во-первых, металлы, из которых изготавливали в то время клинки были довольно тяжелыми и увеличение длинны клинка привело бы к его значительному утяжелению. Во-вторых, за неимением особо сильной защиты в плане доспехов (они не закрывали всего тела как полные латы) заточенный легкий клинок был гораздо практичнее, нежели тяжелый предназначенный для рубки. В-третьих, колющие удары явно преобладали и в том же строю были намного эффективней рубящих, в схватке один на один режущий тоже был практичнее.
В начале средневековья самой мощной армией можно было считать конницу, но копья при первой же сшибке быстро ломались и в виду этого конный боец таскал с собой второе оружие. Зачастую это был клинок.
Полуторные мечи.
Изначально всадники пользовались обычными спатами с гардой перекрестием, но в дальнейшем клинок вырос. Общая длинна полуторного меча составляет от 110 и до 130 см. Клинок составлял примерно 80-100 см, остальное приходилось на эфес. Клинок имел довольно сильное сужение от основания к острию. Затачивался такой клинок по всей длине. Таким клинком было удобно, как рубить, так и колоть и он давал большую возможность для маневра. В виду того, что сталь тогда еще была довольно грубо обработана клинки были довольно громоздкими, но если бы сталь была хорошо выделана при должной балансировке таким клинком можно было сражаться как одной рукой со щитом, или же двуручным хватом, но увы он не получил такого распространения. Длину же рукояти действительно многие относят к улучшению баланса меча, на мой взгляд, это так и было, сражаться, верхом используя, двуручный хват неудобно, да и глупо лишаться возможности маневра с помощью уздечки. В виду этого двуручные мечи и не применялись в верховом бою.
В фэнтези такие клинки в основном встречаются в настольных ролевых играх. Оружие довольно универсально, но это его и минус, оно не дает должной уникальности. Не имеет всех границ маневра обычного клинка и не имеет убойности двуручника.
Эсток
Собственно это разновидность полуторного меча. Более поздние эстоки имели длину от 120 до 150 см. Эсток является чисто колющим клинком. Его делали не плоским как большинство мечей того времени, а граненым. Количество граней обычно варьировало от 3 до 6. Техника владения таким оружием была чисто колющей, эсток в умелых руках отлично находил прорешины в доспехах, да и пробить их этим клинок было вполне реально.
В фэнтези подобного вида оружия мной увидено не было.
Меч Лучника
http://www.lki.ru/Around/0705/Weapons/Main/archer.jpg
Собственно лучники – это профессионалы. Ополченец с длинным луком, стрелу вряд ли пустит, не говоря уже о том, чтобы попасть в цель. В виду этого вспомогательным оружием лучника тоже стал меч. Длиной он был с обычную спату. Имел сильное клиновидное сужение и заточку по всей длине клинка. Техника боя напоминала римскую, но вот баклер явно не мог соперничать со скутумом. Чуть позже Мтальянцы изобрели подобный клинок и назвали его чинкуэду: меч с треугольным клинком, очень широким у гарды. Им можно и рубить, и колоть примерно с равным успехом (http://www.lki.ru/Around/0705/Weapons/Main/Cinqueda.jpg).
В фэнтези подобных типов оружия замечено не было.
Обычный меч.
Оружие простого пехотинца. В средневековье фактически имелось два типа таких клинков. Романка и Каролинг. Длинна обоих клинков примерно 90-100 см. Романка имела более плавное сужение клинка, весу в нем было 1-1.5 кг. Каролинг имел более сильное сужение и был более широким у основания клинка. Навершие у Каролинга было обычно полукруглым и в виду этого техники боя таким клинком были довольно ограниченны. Весил Каролинг 2-2.5 кг. Почему такая большая разница между этими двумя клинками. Романку использовали народы западной Европы, а Каролинг был во многом оружием норманнов. В то время последние по физическим характеристикам превосходили первых примерно так же как различаются эти клинки. Надо так же отметить, что Романка была в разы более маневренным оружием.
В фэнтези встечаются повсеместно дабы прямые предки спаты.
Двуручные мечи.
Видов двуручных мечей было огромное множество. Немецкий цвайхендер или бидерхендер, шотландский (с параллельным лезвием без сужения) клэймор, итало-французкий эспадон. Фактически все эти клинки объединяла длина лезвия и немалый вес. Двуручный меч оружие профессионала и в умелых руках им можно было творить невообразимые вещи. Длина клинка варьировалась от метра до полуметра, эфес достигал в длину 40 см. Общая длина зачастую достигала двух метров. Весу в такой махине было 3-4 кг. Один из видов двуручных мечей носит довольно известное название Фламберг. Данное оружие имело волнистый клинок, что давало эффект пилы при ударе. Наверное, именно этот клинок можно считать самым грозным оружием средневековья. В западной Европе существовали двуручные мечи с так называемой фальшгардой, первые 15 сантиметров клинка не затачивались, и поверх была этой длинны была еще одна маленькая гарда. Это давало громадную возможность для различного рода маневров с перехватом оружия. Двуручные мечи обычно не сильно затачивали, это было ни к чему, они и так работали отлично, а сорванная заточка при новом затачивание значительно уменьшала размер и вес клинка.
Что можно сказать про фэнтези. В нем двуручные клинки встречаются повсеместно.
На ближнем востоке ситуация обстояла по другому. В виду засушливых типов местности, в которых обитали тамошние народы доспехи особо носить не получалось. Основной силой тамошних армий являлась легкая конница. В виду этого и появился данный тип клинков.
Скимитар
Оружие длинной своей равнялось обычному мечу, но было гораздо более легким. В виду того, что доспехи разрубать было не надо. Клинок затачивался довольно сильно и с одной стороны. Клинок имел загнутую форму. Таким мечем скорее наносили режущие. Нежели рубящие удары и он давал довольно большой простор для маневра и был гораздо более быстрым в бою, нежели тяжелый западный меч. В будущем на фоне этого оружия родилась сабля, но она недалеко ушла от своего аналога.
В фэнтези мирах сабли присутствуют довольно часто. Жаль у Дриззта на самом деле толи ятаганы, толи Акираки, но никак не сабли, судя по изображениям этого героя.
Ятаган
Турки адаптировали скимитар для пешего боя. Так появился ятаган. Клинок имеет форму английской буквы «S», но более плавную. Затачивался клинок с одной стороны и изредка его острие затачивали с двух сторон. Не имеет гарды как таковой, хотя имелись аналоги с колодкообразной гардой. Оружие нашло широкое применение и было довольно хорошо развито, им было удобно, как рубить, так и резать и колоть. Длина и вес варьировались. Одно из самых уникальных оружий, для которого изобретено громадное количество техник боя. На мой взгляд, имеет лишь один недостаток - отсутствие гарды.
В фэнтези ятаганы встречаются, но не так уж часто, хотя оружие более чем интересное.
Новое время принесло с собой огнестрельное оружие, и латы стали непопулярны от них осталась лишь кираса, что и привело к новой революции в оружие. Оно должно было стать предельно легким и быстрым, чтобы успешно наносить большое количество ударов в незащищенные кирасой участки тела.
Шпага, рапира и скьявона.
Шпаги были двух различных видов и имели две различных структуры гарды. Собственно была шпага верховая и пехотная. Первая, как и полагалось полуторному клинку была довольно длинной и зачастую имела витую гарду, прикрывающую руку. Пехотная же достигала в длину максимум метра. Пехотные шпаги были двух видов испанского и французского образца и различались, в сущности, гардой. У итальянского варианта была гарда чашка, а у французского витая. Клинок шпаги затачивался по всей длине и носил характер как колющего, так и режущего оружия. Рапира же была зачастую сантиметров на 20 длинее шпаги при том же весе, была очень похожа на эсток и носила чисто колющую технику боя. Скьявона же была утяжеленная шпага, изобретенная в Венеции имела более широкий клинок и ею можно было наносить рубящие удары на равнее с упомянутыми колющими и режущими. Все эти виды оружия использовали обычно с так называемым пистолетным хватом служащим для наиболее успешного нанесения колющих ударов в виду того, что в колющий удар при пистолетном хвате вкладывалось гораздо больше сил. Использоваись данные виды оружия вместе со щитом баклером, плащом или кинжалом в левой руке.
Палаш
Собственно оружие с закрытой чашевидной гардой довольно небольшое в длину и предназначенное для нанесения сильных рубящих ударов. Очень сложно написать. Что либо о нем в виду того, что он пришел в обиход уже к концу использования клинкового вооружения.
Первый прообраз рубящего меча на землях Европы, скармасакс был оружием норманнских и германских племен. Внешне он напоминал скорей больших размеров (около 60 см) нож. У него полностью отсутствовала гарда и баланс предназначался исключительно для рубящих ударов. Заточка была лишь с одной стороны. Именно он позже эволюционировал в знаменитый класс мечей «спата» («рубить» итал.). Единственный его вид, который остался неизменным в средневековой Европе, это немецкий охотничий меч (правильного названия, увы, не помню), у которого также полностью отсутствовала гарда и была односторонняя заточка. У молодежи 14 века считалось очень модным охотится именно с ним: во-первых, требовалась недюжинная сила и храбрость, чтобы выйти с таким оружием, допустим, на кабана; во-вторых, не нужны были охотничьи навыки.
Спата (Каролингский и Романский мечи). Поясные мечи
Когда скармасакс изжил себя, доказав свою несостоятельность в плане защиты, на смену ему пришел меч, который римляне назвали «спата». Огромной, по их меркам, длины (около 90 см) и предназначенный лишь для рубящих ударов (его клинок был предназначен для колющих ударов). Впрочем, опасности для легионов он не представлял – несмотря на то, что спата с легкостью разрубала деревянные скутумы легионеров, их (к тому времени уже железные) доспехи мог пробить только хороший колющий удар. Варвары же использовали исключительно рубящие, так как для постановки колющего удара требовались долгие тренировки, а не простая сила. Прошли века. Ранняя республика ушла в Лету. Границы Римской Империи терзали варвары. Времени на подготовку легионов критически не хватало. Именно тогда и вспомнили о «варварском» оружии. Новая римская «спата» действительно не имела возможности колоть – как символ того, что колющие удары исключаются из курса подготовки воинов. Империя не выдержала натиска и распалась… Однако, мечи остались, произведенные в огромных количествах и изменяющие свою форму со временем. Их уже ясно можно было разделить на два типа в 9 веке: каролингские мечи с сужением клинка, которые были у воинов Карла Великого и мечи фактически без сужения, которые носили воины Византии, наследницы древнего Рима. Длиной около 90 см, их вес мог значительно варьироваться – от 1 кг до 2 кг, в зависимости от сечения клинка. Их стали звать «поясными» мечами, ибо они фактически доставали человеку до пояса. Поясные мечи стали оружием конников – такая длина позволяла свободно доставать пешцев, не рискуя потерять равновесия. Пехота использовала более короткие мечи и топоры, так как большая по длине меч мешал работе строя.
Конный меч
Конный меч появился после первых крестовых походов. Христианские рыцари лишались своих копий после первого же таранного удара, а проклятые сарацины на родной земле могли на каждый бой получать новые. В итоге, тяжелая (на то время) конница в течение нескольких боев лишалась своего преимущества. Так и появился конный меч - аналог легкого копья, четырехгранного ромбовидного сечения, длиной до 140 см, с навершием в виде полумесяца для упора в плечо. Он служил для ударов, эквивалентных копейным, в условиях боя, где лошадь могла взять разгон лишь на небольшой дистанции. Выручавшее воинов Христа в Святой Земле, это оружие оказалось совершенно ненужным в Европе, послужив толчком для создания длинного меча.
Длинный меч. Полуторный меч
Длинный меч стал наследником конного меча, став символом статуса и ответом на становившееся все более прочными и надежными доспехи. Длинный меч стал привилегией благородных (но позже, в 15 веке, его уже стали носить кто угодно) – ведь именно они были конными и их предки ходили в крестовые походы, сражаясь конными мечами против неверных. Длинный меч ознаменовывал статус. Второй его причиной появления стало появления латных и бригантных деталей брони, которые не пробивались рубящим ударом. Итог – необходимо было оружие, рассчитанное также и на колющий удар. К гладиям возвращаться никто не собирался – теперь важным было и расстояние. Короткий меч в конном бою был абсолютно бесполезен. И вот из кузниц вынесли первые длинные мечи – обычно длиной то 100 до 120 см, ромбовидной формы сечения клинка, с сужающимся клинком почти треугольной формы и длинной рукоятью, иногда достигавшей 2-3 хватов. Вес оружия не превышал 1,5 кг. Позже самые длинные из этих мечей начали называть «двухватными» или «полуторными» в знак того, что для нанесения сильного удара их можно было легко взять двумя руками.
Двуручные мечи
Двуручный меч стал править бал уже в далеком 15 веке. О нет, его призванием не было пробивать тяжелые латы – для этого существовали другие типы оружия, гораздо более эффективные. Огромные мечи стали появляться на полях сражений совершенно по другой причине – необходимо было что-то, что могло бы нарушить засилье древкового оружия. Тогда-то и вернулись в обиход огромные клинки. Часто заточенные под «зубило» (90 градусов), эти мечи с длинными рукоятями (до 8 хватов!) если не рубили, то ломали или отбрасывали древка пик, алебард и копий, давая превосходство своим копейщикам. Однако оружие с узкой спецификацией не могло долго удерживать пьедестал первенства, поэтому спешно разрабатывались другие варианты применения – оказалось, что трабант (воин с двуручным мечом) легко мог сбить с коня рыцаря, а удар по латам, хоть и не пробивал доспехи, но ломал кости их владельцу. Распространенным является мнение, что они были около двух метров. Это заблуждение. Двуручный меч был по подбородок владельцу (около 160 см) и существовали лишь редкие исключения из этого правила. Рассмотрим некоторые типы двуручных мечей, ставшие классическими:
- клэймор. Шотландский двуручный меч, позже ставший классическим для изображения его в фентези. Выделялся слегка сужающимся клинком при гарде в виде буквы “V”, направленной к противнику. Соотношение клинка к гарде было 2 к 1.
- фламберг. Максимальная длина клинка достигала 194 см (!). А вес – 6 кг. Обе характеристики были ужасно большими на то время (редкий меч весил более 4 кг и был длиной более 160 см – владелец терял простор для маневра и быстро уставал). Также меч обладал волнистым клинком, создававшим эффект пилы при ударе. Оружие отличала удивительно короткая рукоять – 4 хвата, которая компенсировалась отстоящей от основной на 10-20 см кронгардой (малой гардой), что позволяло легко управлять оружием при обратном хвате. Еще одним удивительным фактором было наличие хорошей заточки клинка. Все это ясно выдавало его спецификацию – ломание древкового оружия, что особенно легко удавалось при «пилящем» клинке.
- эспадон. Наверное, единственный из двуручных мечей, предназначенный для чистого боя с противником. Его выделяла огромная гарда-«дуга» (40 см) и фактически равные между собой рукоять и клинок, что позволяло фактически мгновенно менять направление удара.
Короткий меч
Оружие, которое стало впоследствии основой вооружения пехоты арбадьера и наемников, которым неудобно было работать в строю длинными клинками. Также, короткий меч, названный «крестьянским», стал оружием купцов и горожан. Внешне он выглядел как обычный меч, однако составляя лишь до 70 см в длину.
Чинкуэда
В переводе с итальянского что значило «пять пальцев» - ширину лезвия у гарды. Это незамысловатое оружие стало популярным у итальянских наемников-кондотьеров. Короткий, с треугольной формой лезвия, этот меч отлично подходил для разного рода стычек и свалок, в которых было бы тяжело развернуться с габаритным оружием. Треугольная же форма делала колющие удары особенно эффективными.
Фальчион
Фальчионы стали скимитарами на европейский манер – вернувшиеся из походов пехотинцы ясно представили себе тяжелые, предназначенные лишь для рубящих ударов клинки, заточенные лишь с одной стороны, внешне чем-то напоминающие тесак. Гарда-скобка, в отличие от прямого меча с крестовиной, давала гораздо лучшую защиту и вскоре более эффективные и дешевые фальчионы вытеснили короткий меч.
Палаш
Первые палаши пришли на смену фальчионам и были такими же короткими – их призванием было заменить собой (гардой-корзиной) слишком дорогие для простого пехотинца латные рукавицы. Короткий тяжелый клинок, иногда с легким изгибом, давал отличную возможность для рубящего удара, а гарда-корзина позволяла наносить удары кулаком в столпотворении народа. И лишь намного позже они стали конным оружием.
Сабля
Более легкий вариант скимитара, сабля давала абсолютную фору западноевропейскому мечу по убойности, точности и маневренности. Ее изгиб позволял легко преодолевать обычные прямые блоки, нанося обескровливающие режущие раны. Также, из-за своей формы, у сабли не было возможности застрять в теле противника. Впрочем, европейцы внесли свои коррективы в это оружие, утяжелив конец клинка и расширив его, для того чтобы наносить как можно более мощные удары с коня. Отдельно стоит выделить абордажную саблю – с прямым, длинным клинком (90 см) и закрытой гардой-дугой вместо привычной S-образной гарды. Она была предназначена лишь для пешего боя.